Беседа: «На мир смотрите добрыми глазами» или нравственные отношения в

             семье».

 

Прошу Вас закончить каждое из приведенных предложений в соответствии с вашим пониманием их смысла. Заранее благодарю Вас за внимание к проблеме и откровенность.

Человек счастлив, если…

В хорошей семье всегда…

Если бы я нашел клад…

Самое главное в жизни -…

Нельзя прожить без…

Если бы я все мог, то…

 

Вступительное слово классного руководителя:

Уважаемые собеседники, соавторы, партнёры в трудном деле воспитания детей! Сегодня наше родительское собрание мы проведём в уже знакомой вам форме творческой лаборатории, где каждый из вас свободен в выборе мнений и позиции, волен высказывать их присутствующим и имеет право не согласиться или промолчать.

Предметом нашего обсуждения сегодня является нравственные отношения в семье. Я думаю, что каждый присутствующий понимает, что нравственный стержень семьи, общества - это альтернатива себялюбию, засилью потребительских отношений между людьми, стремлению к материальным благам в ущерб духовным.

На экране 1лист «Нравственность- это актуально» (слайд №2)

Цитата:

Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды,

За свой поступок ради всех.

Ещё печалью мир простужен,

Исподтишка разит беда.

Ты должен быть кому-то нужен

Всегда - как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчёту. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке-

Пусти её из клетки ввысь.

                                               (Н.Рачков)

 

Формировать нравственность ребёнка в семье- значит определять то или иное отношение к различным  нравственным ценностям:

- индивидуалистическим или общественным;

- вещно-предметным и духовным;

- добру и злу;

Используя методику «незавершенный тезис» я попыталась определить какие же нравственные ценности являются главными для ваших детей и для вас, уважаемые родители.

  1. «человек счастлив, если…»,

 ребята дают следующие окончания предложения: когда у него полноценная семья – 8 ответов, если у него есть друзья – 5 ответов, если семья живёт дружно, если родители любят друг друга и никогда не ругаются, когда его окружают добрые люди.

В большинстве  своём дети выбирают полноценную семью, дружбу, любовь и взаимопонимание.

Родители дают следующие окончания тезиса: если здоров ребёнок -4 ответа,  когда в семье все здоровы, когда его окружают добрые, честные и отзывчивые люди, если человек занимается любимым делом, если он любит и любим, если у него в жизни складывается всё как он захочет.

В своём большинстве  для родителей счастьем является здоровье их детей и близких, любимое дело, любовь в семье и взаимопонимание.

Мы не будем вслух анализировать совпадения или несоответствия  ответов детей и родителей. Каждый из вас это сделает для себя самостоятельно, и я уверена вам будет над чем подумать.(раздаю ответы детей и родителей).

Я думаю, что первое правило на сегодняшнем мероприятии должно прозвучать именно так: «Формируйте нравственность поступками».

( слайд№3 правило №1)

 

На экране 2 лист: «Ты бойся словом хрупкий мир разрушить».

(слайд №3)

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите «Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру:

Продляйте добрым словом

Жизнь людей!

                          

Классный руководитель:

- Если спросить любого из вас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок вырос высоко нравственным человеком?», то, наверняка, все ответят утвердительно. Но у одних родителей, казалось бы, вопреки их стараниям ничего не выходит. У других, напротив, без особых усилий получается всё как надо. В чём же дело?(пустой слайд)

Дело во многом, в том числе - в силе, разрушающем или созидающем смысле родительского слова. Вашему вниманию я предлагаю текст.

                                     «Раскаяние отца» У.Ливингстон Ларнед

Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кровати с сознанием своей вины.

Вот о чём я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.

За завтраком я тоже к тебе придрался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»

Затем, в конце дня, всё началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят - и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только , сын,

Что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал,- робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?»- резко спросил я.

Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твоё сердце, и которую даже моё пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками вверх по лестнице.

Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать - такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик.

А в твоём характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далёкими холмами. Это проявилось в твоём стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!»

-Я предлагаю вам, уважаемые родители обсудить услышанное, ответить на ряд вопросов и сформировать второе правило нравственных отношений в семье.(слайд №5)

    1. Какое отношение к теме собрания имеет этот фрагмент?

    2. Какие собственные ошибки вы увидели в этом откровении?

    3. Какие чувства вы пережили, прослушав текст?

После обсуждений вырабатывают правило:

 «Не критикуй! Побойся ранить словом!»(слайд №6 правило 2)

 

 

 

на экране 3 лист: «Добро должно быть бескорыстным».(слайд №7)

Цитата:

 Свершая доброе деянье,

Не жди добра в ответ.

Сведёт такое ожиданье

Добро твоё на нет.

Классный руководитель:

- Дети - всегда носители определённых ценностей.

Переходя из одной общности в другую, из одного коллектива в другой, человек вносит свои системы ценностей и требований в мир людей. Знают ли они о том, что каждый поступок, каждое желание отражается на людях? Проверяют ли они свои поступки сознанием: не причиняю ли я зла, неприятностей, неудобств людям? Могут ли бескорыстно делать добро?

(Предлагается для осмысления и последующего обсуждения ситуация.)

Ситуация. Вы идете по улице и увидели: человек прислонился к стене.

Как вы поступите в этой ситуации?  Забудете ли вы про свои дела, узнаете ли, что с ним? Захотите ли помочь, будь это пьяный или больной? При этом, возможно, никто не скажет спасибо, а некоторые прохожие недоуменно или даже насмешливо взглянут на вас.

Или , возможно, вы опаздываете на работу, и начальник не простит вам опоздания, и вы побоявшись , не станете тратить время. Пускай помогает другой прохожий.

(Далее идёт обмен мнениями по возможным вариантам поведения в описанной ситуации)

слайд №8

 - Определите своё место на одной из «ступеней порядочности» (начертить ступени на доске)

1 ступень - не навреди другому;                                                      

2 ступень - помоги другому даже в ущерб себе;                       

 (Каждый родитель выполняет это задание для себя, не обсуждая вслух).

 

Классный руководитель:

- Я предлагаю вам написать ваш выбор на ваших листочках.  А теперь я раздам вам листочки, где по результатам опроса каждого из ваших детей (детям предлагалось смоделировать своё поведение в аналогичной ситуации с больным животным, замеченным на улице) наш школьный психолог определил их место на одной из «ступеней порядочности». Сравните и подумайте…..(родители получают листочки с ответами их детей)  /пауза/

-По-моему очень хорошо бескорыстные поступки формируют у детей общение, сострадание,  заботу о животных.

 «Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство- это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек, скорее всего человек недобрый и нелюбящий никого. Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только с людьми, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть недобрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо»,- писал в своём письме «Что объединяет людей?» Д.С.Лихачёв (слайд №9 с фото Лихачёв и годы жизни), выдающийся учёный, общественный деятель. Дмитрий Сергеевич – это человек, с именем которого всегда ассоциируется представление о  добре, справедливости, высокой культуре. В связи со столетним юбилеем 2006 год был объявлен в России годом Лихачёва.

Я думаю, что следующим правилом нравственного воспитания в семье можно назвать:

«Учите делать добро бескорыстным!» (слайд№10  правило 3)

 

Ребёнок зеркало нравственной жизни родителей. Не будем ссылаться на улицу, перекладывать вину на школу,  заглянём внутрь себя: какие мы, такими вырастут и наши дети, несмотря на запреты, беседы, наказания, одёргивания.

Продолжаю строки из работы Д.С.Лихачёва: «За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то вырастет эгоист».

На экране 4 лист: «Всё начинается с дома». (слайд №11)

 

О взаимоотношениях в ваших семьях я немного узнала из сочинений ваших детей. Я предложила написать сочинение о тех людях в семье, которые являются для них идеалом, которыми они очень дорожат. При анализе работ выяснилось, что у большинства это мама, были бабушка, дедушка, и лишь у троих – это папа. Как же так? Может в силу своих обязанностей перед семьёй (занятость, обеспечение семьи материально), а может в силу своих вредных привычек (алкоголь др.) папы устраняются от воспитания своих детей, удаляясь от ребёнка во взаимопониманиях.

С.Соловейчик высказал по этому поводу следующую мысль: «Не обязательно страстно любить их, будь то любовь слепая или разумная. И не имеет значения, отказывают детям в чём-то, во всем или ни в чём не отказывают. Но очень важно, чтобы кто-нибудь из двух родителей или четырёх дедушек и бабушек - хоть один!- любил людей. Только эта любовь к людям и передаётся детям: делает добрыми и отзывчивыми, только она одна обладает педагогической силой».

Возможно, это и будет одним из правил воспитания «домом»

Задание родителям: Попробуйте продолжить список этих правил, которые связаны с домом, семьёй, её традициями, правилами, запретами.(слайд №12)

  • поздравлять друг друга с днём рождения;
  • многие вопросы решать за семейным столом;
  • уважать право каждого на тайну;
  • меньше смотреть телевизор, больше общаться;
  • не выносить сор из избы;
  • не молчать после ссоры;
  • почаще хвалить друг друга.

Классный руководитель:

- Отчий дом… В нём начинается всё самое главное, самое важное в жизни ребёнка. Так пусть же всё в нём будет гармоничным, наполненным высокой духовностью, освящено нравственной чистотой. А чтобы он стал именно таким, укрощайте свой гнев любыми подходящими способами, делитесь друг с другом добрыми чувствами, любите людей, умножайте добро. И тогда ваш ребёнок по праву разделит смысл этого четверостишья:

(слайд №11)

Я помню  нежность маминых прикосновений,

Наш в добрый мир открытый дом.

Счастливый смех и радость откровений,

Как хорошо мне было в нем!

- На этом наше собрание подходит к концу. На память о нём я хочу предложить вам, дорогие родители советы-памятки по воспитанию нравственности

 

Если прикасаться к ребёнку во время разговора, рассказа, беседы, то его развитие идёт значительно быстрее.

Если гулять с ребёнком и разговаривать с ним много о разном, то ребёнок будет лучше учиться.

Если читать ребёнку книги, разглядывать с ним дома, растения, картины, то жизнь ребёнка наполнится новым интересным содержанием.

Если с детства в доме будет звучать старинная, народная, эстрадная, классическая музыка, то ребёнок не вырастет узколобым рокоманом.

Если с детства приучить ребёнка к сочинительству, настольным играм, рисованию, то он сможет удержаться от примитивного образа жизни.

Если поручать ребёнку постоянно усложняющиеся со временем дела, то он вырастет достаточно внутренне организованным и ответственным человеком.

Если дарить ему подарки со значением - умные, интересные, то ребёнок возьмёт этот обычай в свою жизнь.

Если рассказывать при нём и для него о том, что происходит у вас на работе, о друзьях, проблемах, деньгах, любви и сексе, успехах и ошибках, то не будет ваш ребёнок после школы беспомощным, как с луны свалившимся, инопланетянином.

Если постоянно показывать ребёнку красоту родного языка, то язык ребёнка станет образным, раскованным, содержательным.

Если в семье не играют, не шутят, не поют, то жизнь ребёнка в этой семье обедняют.

  • Ваши  показные вежливость и чуткость ребенок легко распознает-

       подражая, он очень скоро вернёт их вам.

  • Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками

     ребёнка. 

  • Не говорите о людях неуважительно, плохо - ребенок станет отзываться так и о вас.
  • Поступайте с другими тактично - это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности.
  • Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение - нравственное мерило человека, будьте эталоном для своего ребёнка.